|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 15.04.13 20:09. Заголовок: Открытое письмо руководству ВНИИГАЗ
Добрый день! Прошу прощения, что это письмо размещается на этом сайте, но именно в Развилке находится ВНИИГАЗ... Открытое письмо неравнодушных сотрудников института к руководству ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Предисловие. В данном послании мы хотим сразу сказать о том, что нам действительно небезразлична судьба нашего института и как работодателя, и как просто научного центра газовой промышленности, в последнее время который превратился в полностью коммерческое предприятие с высочайшим уровнем бюрократии и раздутого до безобразия непроизводственного сектора. Очень надеемся, что письмо не вызовет «охоту на ведьм», а возымеет правильные выводы и руководство к действиям, которые возродят в первую очередь научную направленность института. Письмо имеет множество авторов, каждый из которых поведал свои мысли об отношении к производственному процессу в институте. Поэтому повествование мы будем вести от имени рядового Младшего Научного Сотрудника (м.н.с.), который, наверное, никогда не станет Старшим, утонув в море служебок и виз, так и не дописав диссертацию. Глава 1. «Короля играет свита» Вопреки расхожему мнению, что лидером, законотворцем и главой исполнительной власти любого предприятия является Генеральный Директор (ГД), можем с уверенностью сказать, что во ВНИИГАЗе это не так. Любой человек, оказавшийся на должности, способной влиять на ту или иную ситуацию мнит себя если не Богом, то как минимум Королем. Для начала «отойдем» подальше от главного корпуса ОНТЦ, где, собственно, и сидят основные «серые кардиналы» института, и начнем повествование с отдаленных графств Общества. Там, где редко ступает нога рядового сотрудника, располагается склад во главе со своим Королем Василием. Все, кто работает в кабинетах время от времени должны пополнять свои запасы канцелярских принадлежностей и раз-два в год пишут челобитные в Службу единого заказа. Как и должно быть во всех подобных отделах, там ведется учет разного вида канцелярских товаров (ну или должен вестись), и, соответственно, при получении заказ-наряда от научного подразделения сотрудник СЕЗ проверяет наличие того или иного пункта на складе и выдает накладную на получение. Вот тут весь порядок и завершается. Бравый м.н.с. идет на склад и дает накладную Королю Василию, который смотрит в заказ и на глазах удивленного сотрудника собирает небольшую коробочку с товарами и вручает ее со словами «чем Бог послал». А в коробочке нет и половины от того, что запрашивали по накладной. На вопрос «А где остальное?» Король разводит руками, кидает в коробку еще пару ненужных скрепок и сует накладную, чтобы в ней расписался просящий. И просящий расписывается за неполученные ТМЦ и уходит восвояси, т.к. если он не поставит автограф то и того не получит. А потом администрация Общества удивляется, как институт с численностью 1500 человек может 10000 ручек в месяц исписать и 10000 пачек бумаги испортить. А все просто: по накладным было действительно выдано столько, а по факту сотрудники в итоге из дома тащат карандаши с ручками, и когда «припирает» срок сдачи отчетов на свои деньги бумагу в Ашане покупают. Бумага, кстати, вообще имеет в институте обыкновение множиться по накладным с фантастической скоростью. Пишет сотрудник заказ в РИО на печать 10 копий отчета по 500 страниц, а в Редакционно-издательском отделе говорят «бумаги нет, несите свою». Сотрудник тащит в РИО коробки бумаги, отчет печатают, но вот в заказ-наряде РИО никто не указывает, что сам РИО бумагу не потратил, и выходит, что купленная сотрудником за свои деньги бумага фигурирует уже в 2-х фиктивных накладных СЕЗ и РИО, а в реальности бумаги ВНИИГАЗа не было потрачено ни листочка. Быть может кто-то из сотрудников вышеупомянутых отделов и служб имеет свой ларек с канцеляркой, куда несет все, что плохо лежит? И ладно, если бы дело ограничивалось банальной тратой личных средств, хотя это неправильно, конечно. Но при всем при этом, сколько рабочего времени уходит на всю эту мышиную возню! М.н.с., вместо того, чтобы под руководством опытных наставников, совершенствовать свой научный потенциал половину рабочего времени тратит на то, чтобы бегать со всеми этими челобитными подписи собирать, т.к., оказывается, что без подписи заместителя ГД по направлению даже бумагу нельзя в СЕЗ заказать. Ну скажите нам, зачем виза Заместителя ГД на такой служебке??? Поведайте нам хоть один прецедент, где ЗГД не расписался бы в заказе!? Нет таких! Так зачем отвлекать людей на подобную чушь, пусть лучше они будут заняты тем, чтобы помогать научным центрам договора на НИР выбивать и решать вопросы с Функциональными заказчиками. Так нет, все лотки «на подпись» завалены заказами в РИО, СЕЗ, ВЦ, ВЭД, АХО и пр. По поводу сбора абсолютно никому ненужных виз – это отдельная песня. Пример: Подразделение участвует в работе по договору и иностранной компанией. Возникает необходимость поехать в командировку за рубеж. Пишется соответствующая служебка. В приемной ГД ее не принимают без визы начальника ВЭД. Вопрос: Был хоть один случай, чтобы Король Марат не завизировал подобную записку? НЕТ! Мало того, он ставит визу, даже не зная и не спрашивая зачем едет сотрудник. Да ему и не надо это!!! Зачем? Все зарубежные договора ВНИИГАЗа и не упомнить, и не узнать. Если спросить начальника ВЭД «Какой сотрудник и куда поедет?» или «На кого вы ВЧЕРА завизировали служебку в командировку?» он даже не вспомнит! Но виза его при этом все равно НЕОБХОДИМА! ЗАЧЕМ?????? Вот просто скажите нам – ЗАЧЕМ? Чтобы лишние полчаса рабочего времени у м.н.с. отнять и не дать ему над диссертацией поработать? Ведь начальника ВЭД еще на месте надо застать, как и многих других… А иностранные делегации после общения с ВЭДом вообще не хотят со ВНИИГАЗом дела иметь, т.к. так, как устраивает прием наш ВЭД – еще поискать надо, так только нищих встречают. Вот и слоняется м.н.с. по кабинетам вместо того, чтобы отчет по НИР писать, да диссертацию свою. А ведь мы – НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ! Зачем собирать визы чуть ли не всех людей института, чтобы м.н.с. подключили к интернету, если уже его начальник и директор центра подписали эту служебку? Раз непосредственные руководители считают, что интернет необходим для работы – так оно и есть. Но нет, надо в СЭБ завизировать, на ВЦ покланяться, подпись заместителя ГД получить… Такое ощущение, что все эти люди побегут лично с м.н.с. знакомиться, чтобы понять, достоин он интернета или нет… Бред! Или ситуация с отправкой отчета заказчику почтой DHL. У начальника подписать, у директора центра подписать, в плановом подписать, в отделе учета и обработки документов подписать, у ЗГД подписать… Потом еще столько же подписей на сопроводительное письмо… Беготня на неделю! И все это при том, что еще ни разу никому не отказали, т.к. все прекрасно понимают, что если не отослать отчет – не подпишут акты. Так зачем столько сложностей для того, чтобы ПОЛУЧИТЬ деньги, а не потратить? Во ВНИИГАЗе все, у кого появляется заветный штампик с его фамилией считает себя крайне необходимым Обществу человеком. Товарищ Горлум из «Властелина колец» на месте таких местечковых Королей называл бы свой штампик «Моя прелесссть!», и каждый раз, когда возникала бы необходимость воспользоваться печатью с дрожью в голосе и замиранием сердца тянулся к своему символу власти. Но это все лирика. Постепенно мы приближаемся к ОНТЦ. Вот где главный анклав Бюрократии. Не зря мы назвали первую главу именно так. Третий этаж главного корпуса гораздо главнее главного второго этажа. Львиная доля рабочего времени младшего научного сотрудника протекает на третьем этаже. Ведь чтобы заработать для института деньги и прокормить эту прорву надо сначала пройти 9 кругов ада третьего этажа. Круг первый. Заявочная компания. Хоть отдел координации НИОКР находится и не на третьем этаже, позвольте нам отнести его к этому сообществу, т.к. сам отдел НИОКР для института не зарабатывает деньги, а является, по сути, сервисным отделом для производственных научных Центров, и «кормится» опять же за счет науки. Дни и недели уходят у м.н.с., который тратит пачки бумаги, распечатывая все новые и новые версии заявок на НИОКР, постепенно приводящиеся посредством сотрудников отдела планирования и координации НИОКР к совершенству. Ну почему нельзя передавать заявки в электронном виде по электронной почте, экономя тонны бумаги, часы рабочего времени на беготню и стояние в очереди, чтобы выслушать очередные замечания? Если сотрудники ОПиКНИОКР такие опытные и умные, что диктуют по всем видам деятельности института какие работы в заявке указывать, а какие нет, то почему они сами эти заявки не составляют? Может проще пойти от обратного? М.н.с. сообщает тему и примерный расклад по составу работ сотруднику ОПиКНИОКР, а тот готовит заявку и уже с работником научного подразделения ее согласовывает. Мы уверены, так дело пойдет куда более быстрее и качественнее. Круг второй. Смета к заявке. Это, наверное, самый «неадский» круг из всех кругов, но который наш м.н.с. все равно должен его преодолеть. Сотрудники планового отдела в целом ловко составляют сметы и претензий к ним мало. К незначительным упрекам в их адрес можно отнести лишь незнание «тарифов» по суточным, квартирным и прочим атрибутам командировочной составляющей сметы. В итоге м.н.с. должен копаться в бесконечных приказах по нормативам денег на гостиницы для разных стран и городов, выяснять, сколько стоят билеты на поезда и самолеты, на что тоже уходит не мало времени, которое можно потратить с бОльшим толком. Круг третий. Расчет экономического эффекта. «Боже, храни Королеву!» (с). Дайте помощника Новиковой Л.И., пожалуйста!!! Это просто невозможно!!! Во время заявочной компании перед кабинетом вышеупомянутой глубокоуважаемой сотрудницы выстраиваются очереди на 5-6 часов!!! Природный трудоголизм Лилии Ивановны не позволяет ей поставить свою визу, не разобравшись в проблеме досконально. Это приводит к тому, что даже 3-4 человека, ожидающие приема в 10 утра обрубают даже малюсенькую мысль о возможности получения аудиенции в этот день. И м.н.с. приходится день, а то и два-три тратить на эту процедуру. Круг четвертый. Ура, заявка принята! Не секрет, что во исполнение приказа правительства РФ, все договора необходимо проводить через процедуру открытого конкурса или тендера. Это правильно и никто с этим не спорит. Но скажите нам, почему м.н.с., являясь геологом/разработчиком/АСУ-шником/химиком/математиком/физиком и Бог знает кем еще, должен заполнять бесконечные формы для участия в тендере? Для чего у нас существует Тендерный отдел??? Почему м.н.с., не являясь специалистом в этой области, должен свое рабочее НАУЧНОЕ время тратить в 10-кратном размере, вместо того, чтобы профессионалы своего дела (сотрудники ТО) сделали бы это в 100 раз быстрее и качественнее? Тендерный отдел, наверное, единственный из непроизводственного сектора достоин пополнения своих рядов. Наверное, лучше взять на работу в ТО еще пару человек, но при этом освободить на науку ТЫСЯЧИ человеко-часов, которые тратятся научными подразделениями не по прямому назначению. Круг пятый. Юридический отдел. Допустим, поучаствовали мы в тендере и выиграли его, что с нашими «выработками» на человека маловероятно. Но это другой вопрос… Итак, дело за составлением договора. Раньше, Юридический отдел был отдельным подразделением, но потом произошло его слияние с Тендерным, однако де-факто он так и остался в сторонке. М.н.с. опять лезет на корпоративный сайт ВНИИГАЗа, скачивает шаблон договора и редактирует его согласно выигранной в тендере теме. И опять возникает вопрос: Почему опять всем занимается м.н.с., а юристы только бесконечно отпинывают его с очередной РАСПЕЧАТАННОЙ версией договора, найдя там какую-нибудь неточность или опечатку. Почему договор не составляется изначально юристом или сотрудником договорного отдела? Почему опять тратятся тонны бумаги только потому, что кому-то неудобно читать с экрана? Почему м.н.с. должен ломать свои глаза, бесконечно исправляя на мониторе компьютера то, в чем он не является профессионалом, а тот, кто по идее должен это делать, только на бумаге карандашиком галочки ставит? А соседство Королевы Вероники с особой царской семьи вообще позволяет ей не исполнять свои обязанности. Люди часами стоят перед закрытым на ключ изнутри 341 кабинетом, пока оттуда доносится хихиканье и кофейный аромат с дымком сигарет. Дело доходило до того, что пока другие юристы этого отдела были в отпусках, Королева Вероника отказывалась парафировать (слово-то какое!) договора, которые уже смотрели ее коллеги перед уходом в отпуск. В итоге договора выходили из ВНИИГАЗа с задержкой в несколько недель! Круг шестой-седьмой. Болтание по третьему этажу. Если посмотреть на лист согласования к любому договору – волосы встают дыбом. Ну зачем там столько виз? Ведь плановый отдел уже знаком со сметами, которые составлялись им же на этапе заявок, договорной отдел знаком с договором, т.к. его начальник уже визировал все эти бумажки, когда мы подавали заявку на тендер, зачем там виза бухгалтерии или финансово-экономического отдела вообще? Главбух может не завизировать доходный договор? Было такое? Расскажите! Ну а если всего этого не надо, то почему м.н.с. целыми сутками простаивает перед всеми этими начальниками, которые зачастую визируют документы даже не глядя, а просто после словесного объяснения что это «срочно». Мы еще ни разу не видели, чтобы кто-то из них действительно прочитал от корки до корки то, за что потом распишется. Они все действительно так необходимы ВНИИГАЗу? Круг восьмой. Блюстители безопасности. На самом деле этот раздел можно было назвать «Как м.н.с. стал разведчиком». Почему на плечи младшего научного сотрудника и в этом отделе скидывают всю работу? Почему научный работник должен собирать все данные о субподрядчике, который планируется к участию в каком-то договоре, копая в том же интернете информацию о том, кто там учредитель а кто бенефициар? В должностной инструкции м.н.с. таких пунктов нет, равно как и всех тех, о которых мы уже рассказали. А все потому, что если он не принесет в СЭБ необходимые документы, то там не поставят заветную визу, и м.н.с. получит нагоняй от СВОЕГО непосредственного начальника, которому лень идти и вершить справедливость, защищая своего подчиненного. Круг девятый. Приемная. Истратив пару пачек бумаги на договор на 10 листах, две недели рабочего времени и 44 миллиарда нервных клеток перемещаемся для финального аккорда в приемную ГД. И выслушиваем от профурсетки, принимающей на подпись документы, что сопроводительное письмо, составленное Директорами центров, главными научными сотрудниками, докторами и кандидатами наук, - так не пишут. Оказывается, если из ВНИИГАЗа уходит любое письмо в Газпром, то его надо приносить на коленях, т.к. лишний случайный пробел между слов, или поле по бокам отличающееся на 0.1 мм, или отсутствие в окончании письма «челом бью» может довести адресата из Газпрома до самоубийства от нашего к нему неуважения. Ну когда кончится это лебезение перед Газпромом в таких мелочах? Ну что там, не люди работают? Ну неужели они звонят и жалуются, что их запятой лишней обидели? Максимум, что происходит, это ворчание таких же профурсеток в ИХ приемных, которые тоже себя мнят умнее и выше профессоров и академиков. Когда из Газпрома или других дочек к нам приходят письма не то что с очепятками, а с явными грамматическими ошибками, исковерканными фамилиями и именами наших сотрудников, ошибочными цифрами и сроками – мы молчим, понимая, что все мы люди и имеем право на ошибку. А сами вместо того, чтобы решать действительно необходимые для Общества задачи, занимаемся бесконечными правками никому не нужных запятых. Раньше в телеграммах вообще знаков препинания не ставили, как и предлогов, и ничего, жили нормально. И вот эти девицы в приемной учат докторов наук жизни, посылают м.н.с.-ов за разными визами в надежде, что те не успеют за этот день, а завтра будет уже не их смена. И уходят от нас письма с опозданием, и срываем мы сроки подписания договоров и проведения тендеров, и не выполняем решения всяких протоколов и наказывают потом за все того же младшего научного сотрудника, ведь это ему было поручено все это! И получит квартальную премию секретарша ГД, и получит выговор м.н.с.. А Король-то и не в курсе… Ведь короля играет свита! Глава 2. Кому на Руси жить хорошо? Такой вопрос ставил еще давно один известный писатель, но актуален он с поправкой на менее обширную территорию и сейчас, взять хотя бы отдельно наш институт. Как говорилось в первой главе, бедный м.н.с., помимо своих непосредственных обязанностей должен выполнять кучу всякой разной работы, освобождая от нее наш многочисленный непроизводственный сектор. И на каждой планерке ГД ругает научные центры за невыполнение планов, за не подписание актов, за отсутствие на рабочем месте сотрудников (на третьем этаже поищите) и прочие «грехи», но никогда он не ругает отдел кадров, бухгалтерию, всякие плановые и договорные, тендерные и финансово-экономические. Ведь все они выполняют свою работу, ведь они ничего не срывают, вовремя зарплату перечисляют, вовремя на пенсию провожают, вовремя кушают и вовремя с работы уходят. Так зачем же их сокращать, выгонять, наказывать? Нет, для этого есть Центр один, Центр другой, Центр третий, ведь они, гадкие такие, не смогли договоров набрать, чтобы сотрудники бухгалтерии с зарплаты свои мобильные оплатили и целыми днями трепались в переходе или холле Блока Е, Ведь это Центры виноваты, что сделанные ими работы лежат у заказчиков без замечаний и без оплаты по ним, а отдел кадров мог позволить себе распочковаться на несколько отделов, когда сказали что 30 человек для ОК это много, образовав еще несколько должностей с «нормальными» окладами. Это Центры виноваты, что не могут ни один тендер выиграть, потому что выработка на человека 4 миллиона, а не Олейникова, которая раз в год раздражает своими голосовыми связками коллектив, а все остальное время просто так зарплату получают или пианист, который якобы в гостинице трудится, не зная сна и отдыха. И выгоняют из института тех, кто ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАЕТ, науку вперед двигает, а не тех, кто этой науке палки в колеса вставляет, заставляя бегать целыми днями подписи собирать. Выгоняют того самого младшего научного сотрудника, который через год работы в институте умеет и тендерную документацию собрать, и договор составить, и деловую переписку вести, и наукой при этом заниматься. Выгоняют этого Универсального солдата с зарплатой как у сотрудника бухгалтерии без высшего образования. И не пускают молодежь на научные конференции, которые являются хорошей рекламой нашего института и могут привести к заключению прибыльных договоров. И не оправляют молодых сотрудников в командировки в компании с опытными наставниками. А если такого опыта не будет сейчас, то что мы будем делать, когда на пенсию уйдут старожилы? В институте огромный провал в поколениях. Институт состоит в основном из пенсионеров и вчерашних студентов, которые в случае ухода первых ничего не смогут сделать. Позвольте ветеранам «натаскать» младшее поколение, не гоните всех и каждого, кто перешел пенсионную черту, мы не секция по фигурному катанию, мы ВНИИГАЗ! У нас возраст в почете, а не в упрек! Хотя в каждом правиле есть свои исключения, тов. Фриман, например. Может пора прекратить этот беспредел? Может пора задуматься, что первично в Научно-Исследовательском Институте? Может не надо на науку перекладывать обязанности других отделов? Мы работаем со многими организациями, как системы Газпром, так и сторонними, с численностью сотрудников и малой и, иногда, гораздо большей, чем во ВНИИГАЗе, и с кем ни поговори – все смеются, когда узнают, что у нас бухгалтерия 30 человек, или отдел кадров с подобной численностью, ведь везде зарплатами занимается тоже ОК, а не как у нас отдельный коллектив «организации труда и заработной платы». В тех, других организациях бухгалтерия состоит из 5-7 человек, отделы кадров, выполняющие функции все трех наших новообразованных подразделениях на основе ОК и того меньше. Например в ГипроТюменьНефтегазе отдел кадров всего 3 человека, при численности сотрудников 2500 человек!!! И все со всем справляются, и больничные оформляют и зарплату с отпусками расписывают и выработка и том институте около миллиона (в 4 раза меньше ВНИИГАЗовской). Так что на вопрос «Кому во ВНИИГАЗе жить хорошо?» можно смело ответить – «Всем, кроме ученых!» Мы боимся, что может быть достигнута критическая точка, при которой количество оставшихся научных работников (ЭТО ТЕ, КТО ДЕНЬГИ В ИНСТИТУТ ПРИНОСИТ), просто не способно будут физически за год заработать столько денег, чтобы институт не стал банкротом. Мы, ученые, тоже люди, тоже хотим отдыхать в запланированные отпуска, кофе пить в кафе иногда и уходить в 17.27, а не гнить на работе убивая здоровье, чтобы кормить тех, кто ДЕНЬГИ НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ. Ведь чтобы машина поехала быстрее в первую очередь с нее разгружают балласт, снимают обшивку, вынимают тяжелые сидения, а не разбирают двигатель! Двигатель – это наука, если ее убрать машина не поедет вообще! На что будет жить третий и второй этажи, если выгоните последнего научного сотрудника? Посмотрите на кафе 3-го этажа. Кто там? 99% непроизводственный сектор. И они при этом еще на свои двери таблички вешают «По всем вопросам обращаться после 14.00». Это вообще нормально? Т.е. мы, ученые, зарабатывая деньги, строча отчеты по научным работам должны еще не забывать, что одни до 14 не принимают, к другим вообще можно только с 10- 12 и с 14-16 попасть. В приемную ГД не дай Бог зайти в 9.59… С дерьмом смешают! Глава 3. Пора что-то менять. Все вышесказанное, повторимся еще раз, не имеет призыва к началу «охоты на ведьм», хотя некоторые личности ВНИИГАЗу явно ни к чему. Вот, вкратце, основные положения письма: 1. Введите электронный документооборот, хватит тратить бумагу тоннами. 2. Пусть подразделения занимаются своими задачами, наука-наукой, а сервис-сервисом. 3. Исключите из цепочки согласования разных вопросов ненужные звенья. 4. Перестаньте раздувать непроизводственный сектор, сокращая при этом научных работников. 5. Не сокращайте видных ученых института по возрасту. Они необходимы молодым для передачи опыта. Эпилог. Данное письмо разослано с открытого для всех почтового ящика. Адресаты выбирались случайным образом, чтобы охватить разные структурные подразделения Общества и само руководство. Поэтому просьба к тем, кто получил это письмо разослать его по своим коллегам. В свое время администрация общество хотела наладить контакт с сотрудниками посредством ящика в холле первого этажа ОНТЦ, но в силу боязни быть зафиксированными разными камерами слежения, сотрудники так и не стали писать туда предложения, опасаясь за критику на свою критику. Поэтому мы предлагаем с помощью этого электронного почтового ящика наладить связь с руководством, чтобы всем нам жить стало лучше. Присылайте на этот адрес Ваши предложения, а мы передадим их администрации института, или наоборот распространим сотрудникам мнение руководства. СПАСИБО!
|